>
 

С Лия Иосифовна

Она была почти подростком, когда началась война, но с первых же дней решила пойти туда, где могла принести пользу Родине. Сначала была на окопах, а с 1942 по 1946 годы строила и восстанавливала аэродромы. Лия Иосифовна была комсоргом в стройотряде. После войны участвовала в восстановлении города Пушкина. За свой труд во время войны и в мирное время награждена медалями За победу над Германией , За оборону Ленинграда, 20 лет победы в Великой Отечественной войне, За доблестный труд''. Награждена орденом Знак почёта, её имя занесено в Книгу Почёта фабрики, где она работала .

МАКЕЕВА Вера Корнеевна

В 1942 году через районные военкоматы города Ленинграда были мобилизованы девушки и женщины (которые могли еще в то время ходить). Мобилизация была произведена организованно для строительства новых аэродромов и других военных объектов, связанных с боевыми действиями авиации на Ленинградском фронте, т. е. в 13-ую воздушную армию. Необходимо отметить патриотизм и труд этих девушек, о которых еще никто и нигде не писал. Эти девушки в основном были от 16 лет и чуть старше, причем, как и все службы авиации, «стройармейцы» были причислены к 13-ой Воздушной арм

Воспоминания Макеевой Веры Корнеевны

Как и другие солдаты и офицеры, мы жили в землянках, в палатках, в овощехранилищах, например, в Пудрово жили в коровнике (в хлеву). Спали на нарах, а то и в два этажа, спали на соломе, на сене. Кушали из котелка, пили из кружек. Эти девушки с 1942 года встретились с непосильным трудом. Наша задача была постоянно держать в боевой готовности аэродромы. Находясь на аэродроме, либо вблизи его, с утра до вечера под открытым небом в зной и холод, в мороз и дождь, выполняли все задания командиров. Лица девушек были постоянно обветренные, руки в мозолях, на плечах кровяные ссадины от тяжести. Техники в то время никакой не было. Приходилось выполнять задания вручную, порой даже сутками, не считаясь ни с чем. Все делалось от сознания души и сердца. Никаких норм не было, и эта молодежь девушки держали наши аэродромы в постоянной боевой готовности.

Мы строили новые аэродромы, взлетные площадки, укрытия для самолетов, рулежные дорожки, ангары (капониры), старые наши аэродромы временно были заняты врагом. Приведу несколько примеров, а именно: Что значит построить ангар (капонир). Это значит все в ручную: спилить лес с корня, обрубить сучья, раскряжевать, да еще если пилу зажмет, сколько трудов чтоб ее вытащить, потом вынести на плечах бревна толстые, длиной более 3-4х метров к дороге, чтобы погрузить их на трактор с прицепом, а потом и разгрузить в условленном месте, а комары кусали ночью жутко вспомнить. Подготовка есть теперь надо строить капонир (укрытие для самолета). Надо вбить столбы в землю глубоко не менее 3х метров и делать деревянную стенку с 4х сторон и потолок из бревен в несколько накатов. Потолок засыпали землей, потом резали дерн неподалеку от капонира для маскировки и это все носили вручную на носилках, закладывали наверх? Этим самым и маскировали самолеты от бомб и снарядов.

Потом если обычная взлетная площадка вязали сети с оплекациями земли. Когда выстроили укрытие, надо было построить рулевую дорогу для самолета, с тем, чтобы самолет мог выруливать из укрытия. Что значит построить эту дорогу? Это значит первобытным способом, то есть киркой надолбить камней крупных из карьера, потом их разбивать вручную на мелкие камешки молотком. В книги А. Борова сказано, что только укрытий для самолетов было построено 1535. Эти массивные, плохие ангары из бревен и земли построены женскими руками. А сколько построено взлетно-посадочных полос, бензохранилищ, складов, землянок, рулежных дорожек и прочего

СТОРОЖЕВА Тамара Павловна

Война застала ее в возрасте 17 лет, она, как и многие другие девушки того времени, записалась добровольцем в армию так она попала в женский батальон аэродромного обслуживания 13-ой Воздушной армии. За свой труд во время войны и мирное время награждена орденами: «Отечественной войны 2 степени», «Ветеран труда», «За трудовое отличие», «За оборону Ленинграда». После окончания войны 32 года проработала на швейной фабрике «Волна» вышивальщицей.

В годы Великой Отечественной войны огромная тяжесть легла на российских женщин. Поразительное искусство, несгибаемость воли, твёрдость характера, верность и любовь к Отчизне проявили они в суровую военную годину. Вместе с бойцами ковали долгожданную победу, живя одной мечтой о прекрасном будущем.
 
1970 год первая встреча с друзьями после Великой Отечественной войны
Макеева В. К. и другие стройармейки в школе на уроках мужества
Встреча ветеранов в школе № 252, 1976 год

МИНАЕВ Николай Федорович

Подполковник в отставке, председатель городского совета ветеранов 13-ой Воздушной армии, делится воспоминаниями.

Встреча ветеранов в школе № 252, 9 1976 год
Встреча ветеранов в штабе 13 Воздушной армии
9 мая 1976 года, Летное кладбище. Сюда собрались ветераны 13-ой Воздушной армии на митинг, посвященный Дню Победы.
Встречи в парке Сосновка
 
 
Встреча ветеранов в школе № 252, 2005 год
Кадр из сценки «Василий Теркин», посвященной Дню Победы, школа №252, 2005 год
Фрагмент торжественного вечера к 60-ию Великой победы «И помнит мир спасенный», проводившегося в школе № 252